Cummins 6BT — самый известный двигатель для грузовиков серии B. Двигатель Cummins 5,9 л был первым дизельным двигателем, который использовался в полноразмерных пикапах в качестве альтернативы большим бензиновым двигателям V8. Производство было начато в 1984 году. Он разрабатывался как двигатель для сельхозтехники Case. Но в будущем 6BT широко использовался в легких, средних и некоторых тяжелых грузовиках и автобусах. 12-клапанный двигатель Cummins с турбонаддувом приобрел огромную популярность в пикапах Dodge Ram 1989-1998 модельного года благодаря огромному крутящему моменту на низких оборотах и во всем диапазоне оборотов двигателя, а также лучшему расходу топлива по сравнению с бензиновыми двигателями Dodge V8.
Двигатель Cummins 6BT представляет собой рядный 6-цилиндровый 5,9-литровый дизельный двигатель с турбонаддувом (турбодизель). Двигатель имеет чугунный блок цилиндров и головку блока цилиндров. Клапанный механизм — 12 клапанный OHV (2 клапана на цилиндр), толкатели цельнолитые. Поэтому двигатель очень часто называют 12-клапанным Cummins. В передней части двигателя находится комплект ГРМ (без ремней и цепей). Масляный насос и топливный насос также приводятся в действие шестернями. Двигатель имеет надежный механический ТНВД (простой в настройке) и топливные форсунки. До 1994 года двигатели оснащались роторным ТНВД Bosch VE44, но некоторые ранние версии имели роторный ТНВД CAV. Двигатели 1994+ оснащены ТНВД Bosch P7100. Все двигатели объемом 5,9 л оснащались турбонагнетателем, а с 1991 года — воздушно-воздушным промежуточным охладителем. Holset производил все турбокомпрессоры — Holset H1C (1989-1993), Holset WH1 (1994), Holset HX35 (1994-1998). Для облегчения запуска двигателя в холодную погоду решетчатый нагреватель установлен на впускном коллекторе вместо традиционной системы свечей накаливания.
Производитель предлагал двигатель с такими трансмиссиями, как Chrysler 47RH (4-ступенчатый автомат), New Venture NV4500 (5-ступенчатая механика) и GETRAG G360 (5-ступенчатая механика). 12-клапанный двигатель производился до 1998 года, а затем был заменен новым 24-клапанным двигателем с системой впрыска топлива Common Rail высокого давления Bosch — 5.9L ISB Cummins.
Технические характеристики
Производство | Cummins |
Годы выпуска | 1989-1998 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Материал головки цилиндра | чугун |
Топливо | дизель |
Топливная система | Прямой впрыск, механический впрыскивающий насос |
Расположение цилиндров | рядное |
Количество цилиндров | 6 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Компоновка клапанного механизма | OHV |
Диаметр цилиндра, мм | 102 |
Ход поршня, мм | 119 |
Объем | 5.9 литра |
Тип двигателя | Четырехтактный, с турбонаддувом |
Степень сжатия (компрессия) | 17.0:1 |
Мощность | 160-215 л.с. при 2500 об/мин |
Крутящий момент | 542-597 Нм при 1600 об/мин |
Вес (сухой) | 499 кг |
Порядок работы цилиндров | 1-5-3-6-2-4 |
Объем масла | 11,4 литра (с фильтром) |
Интервал замены масла | 10000 км или 6 мес |
Устанавливался | Пикапы Dodge Ram, автобусы, морские суда, сельхозтехника, строительная техника |
Проблемы и надежность 6BT Cummins
Блок цилиндров и головка из чугуна — основа безупречной надежности и долговечности. Электроники не много и ничего особенного. 6BT — простой дизельный двигатель с механическим насосом и форсунками. Это делает его нетребовательным к качеству топлива. 12-клапанные двигатели Cummins также известны своим быстрым запуском в любых погодных условиях.
Но у двигателя есть недостатки. Одна из них — засорившаяся сетка обогревателя. Он установлен между воздушной трубкой и впускным коллектором. Со временем нагревательный элемент покрывается сажей, что приводит к ограничению потока воздуха во впускной коллектор. В этом случае двигателю требуется немного больше времени для запуска, чем обычно, и иногда он умирает на холостом ходу или на низких оборотах, потребляет больше топлива. Другая проблема с 12-клапанным двигателем называется «Убийственный штифт» или KDP. Двигатель имеет стальной установочный штифт, запрессованный в блок, расположенный рядом с болтом между шестерней газораспределительного механизма и шестерней топливного насоса. Вибрация двигателя слегка толкает этот штифт назад. Штифт может упасть между распределительными шестернями и вызвать серьезное повреждение двигателя (смесительные клапаны, тормозные поршни и распределительные шестерни). Но есть несколько очень дешевых решений для предотвращения такого драматического исхода двигателя на рынке.